ОЦЕНКА МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Оценка машин и оборудования представляет собой определение стоимости широкого круга объектов движимого имущества: начиная со станков, технологических комплексов и поточных линий, заканчивая, офисным оборудованием и бытовыми предметами.

На законодательном уровне к движимому имуществу относятся «Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом» (Гражданский Кодекс РФ)

 

Следует отметить, что машины и оборудование отличаются широким спектром различных параметров и разнообразием номенклатуры. Не смотря на определенную общность, алгоритмы оценки машин, оборудования и транспортных средств отличаются от методик оценки недвижимого имущества. Если стоимость недвижимости зависит от  местоположения и окружающей инфраструктуры, то при оценке машин и оборудования, земельный или территориальный фактор практически не влияет, но в то же время решающее значение приобретает: технические характеристики, надежность и качество, физический износ, функциональное устаревание, марка изготовителя и т.д.

 

При оценке машин и оборудования первостепенное значение играет фактор износа. Земля не подвергается износу, объекты недвижимости изнашиваются достаточно медленно. В то время как физическое устаревание машин, оборудования и транспортных средств происходит довольно интенсивно, поэтому оценщик, как правило, имеет дело с объектами движимого имущества, имеющего определенную степень износа.

 

Рынок машин, оборудования и транспортных средств более подвижен, если сравнивать с рынком недвижимости. Этому есть объяснение, связанное  с постоянным обновлением ассортимента продукции промышленно-технического назначения и появлением усовершенствованных образцов вместо старых моделей.

Рынок машин, оборудования и транспортных средств имеет четкую структуру. Каждая группа машин имеет свой сектор товарного рынка, Для широко распространенных видов машин, оборудования и транспортных средств массового применения характерен универсальный рынок (автомобили, строительная техника, компьютеры, бытовая и офисная техника, универсальные станки и др.). В то же время рынок специальной и уникальной техники в основном узконаправленный. Большая часть специального оборудования производится по индивидуальным заказам и не имеет открытого рынка.

 

Что касается нормативно-правовой базы оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств, то она включает Гражданский кодекс РФ, ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандарты оценочной деятельности, «общероссийский классификатор основных фондов» (ОКОФ), утвержденный Госкомстатом России и Госстандартом России, классификатор «Товарная номенклатура для внешнеэкономической деятельности», «Методическое руководство по определению стоимости автотранспортных средств с учетом естественного износа и технического состояния на момент предъявления», отраслевые классификаторы машин и оборудования, технические условия и паспорта, номенклатурные справочники и др.

Организация процесса оценки машин и оборудования включает в себя последовательность следующих этапов:

1) Осмотр объекта оценки, посредством которого идентифицируется движимое имущество путем сличения заводских номером и других идентификационных знаков с указанными в правоустанавливающей документации, фиксация текущего физического состояния, имеющихся повреждений и недостатков посредством составления фотоматериала.

2) Техническая экспертиза машин, механизмов, оборудования и транспортных средств с определением типа, наименования, модели, марки, года выпуска и пуска в эксплуатацию, технической мощности, предприятия-производителя, назначения и принципа действия, массы и габаритов, основных характеристик системы управления, комплектации.

3) Анализ специфических особенностей и базисных характеристик оценки машин, механизмов, оборудования и транспортных средств;

4) Определение стоимости различными подходами и методами и с учетом различных факторов (инфляции, соотношения спроса и предложения, износа);

5) Подготовку отчета о стоимости машин, механизмов, оборудования и транспортных средств.

 

Наиболее распространенными в теории оценки при определении рыночной стоимости машин и оборудования являются затратный и сравнительный подходы.

 

В основе сравнительного подхода лежит метод, основанный на определении рыночных цен, имеющихся в продаже объектов-аналогов, сопоставимых по физическим и техническим характеристикам с объектом оценки. Сопоставление должно проводиться либо с точным аналогом, продающимся на вторичном рынке, либо, с приблизительным аналогом, продающимся на вторичном рынке, с внесением корректирующих поправок на отличия потребительских свойств и конструктивные отличия.

Нельзя забывать, что объект-аналог должен иметь то же функциональное назначение, полное квалификационное подобие и частичное конструкторско-технологическое сходство.

 

В основе затратного подхода лежат методы оценки стоимости объекта, основанные на определении затрат на создание нового идентичного или аналогичного объекта с учетом накопленного износа:

Машины, оборудование и транспортные средства как объекты движимого имущества вступают в хозяйственный оборот, и с ними совершаются различные операции. Машины и оборудование могут быть объектом сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав, и в силу этого становиться объектом оценки.

 

Основными ситуациями оценки машин и оборудования являются:

· совершение сделок купли-продажи;

· кредитование под залог движимого имущества;

· переоценка основных фондов;

· в условиях ликвидации бизнеса и вынужденной продажи;

· для целей инвестирования;

· при лизинге;

· при утилизации машин и оборудования

· вступление в права наследства при оценке транспортных средств и т. д.

  • НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА
  • НЕЗАВИСИМАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ООО "ОКСИ"

2013-2020